Саногенная рефлексия

(Sanos (с греч. – санация) – очищение, оздоровление; genos ( с греч.) рождать, производить) – порождающее здоровье или здоровьесберегающее
Саногенная рефлексия (СГР) – это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции.
Способность к СГР уменьшает внутренний конфликт, напряженность, тревожность, позволяет контролировать свои эмоции, потребности, желания, помогает достойно без ущерба для здоровья пережить кризисные моменты жизни, предотвращает многие соматические заболевания. История изобилует примерами, когда люди достигали вершины Успеха, ценой высочайшего напряжения, а потом не могли удержаться на покоренной вершине. Успешные люди, как правило, здоровы и высокоэффективны. Руководствуясь Уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в качестве признаков успешного человека мы рассматриваем психологическое, социальное и физическое благополучие.
Социальное – положение в обществе, востребованность.
Физическое – физическое здоровье.
Психологическое – оптимальный уровень тревожности, позволяющий достигать баланс между требованиями социума и ресурсами личности.
Пространство Успеха нацелено на совпадение желаний, потребностей и возможностей человека. В основе успеха лежит потребность в удовлетворении результатами своих дел, а также потребностью в престиже, которая состоит в особой чувствительности человека к оценке успеха или положения со стороны других; потребностью в статусе, проявляющуюся в удовлетворении от социальной роли, социального положения. Мы считаем, что средством достижения благополучия являются саногенное мышление, саногенная рефлексия.
Саногенное мышление – мышление, позволяющее нейтрализовать разрушающее воздействие отрицательных эмоций на организм. Для саногенного мышления характерны следующие особенности. Способность мышления проявляется в рефлексии, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Наблюдение со стороны и проигрывание, особенно психотравмирующих, ситуаций способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их «эмоциональной энергии». При саногенном мышлении размышления осуществляются из точки покоя. Когда на фоне покоя «проигрываются» стрессовые ситуации, мышление создает угасающий эффект. Происходит приспособление к подобным ситуациям и при их повторении острые и сильные чувства уже не возникают. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения тех психических состояний, которые контролируются. Саногенное мышление требует достаточно развитого уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления. Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, внутренней культуры, состоящее в понимании истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры.

Саногенная рефлексия – это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции. Создателем поведенческого подхода в познании и практике саногенной рефлексии (далее – СГР) как метода оздоровления человека является Ю.М.Орлов – доктор психологических наук, профессор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. В основу теории и практики указанной технологии он положил концепцию эмоций, рассматривающую эмоцию «как устойчивую психическую функционирующую систему, обеспечивающую приспособление людей к окружающей среде, к ситуации, друг к другу».
Большинство людей, особенно молодых, считает, что наше здоровье зависит от наследственности, питания, медицины, экологии и др. факторов. Но мало кто знает, что здоровье и благополучие зависит от жизненной философии человека, которая складывается из принципов мышления. Принято считать, что нравственное здоровье человека зависит от того, какой философией он владеет. В связи с тем, что основная функция мышления – информационное выживание человека, дающее возможность производить мысленные эксперименты, анализ, обобщение, сравнение. Поэтому мышление можно рассматривать как cаногенное, патогенное или нейтральное (обычное), в зависимости от его влияния на здоровье субъекта поведения. То есть, мышление может выступать как источник либо болезни, либо здоровья. Обычное мышление становится патогенным с изменением обстоятельств, к которым человек не может приспособиться. С виду преуспевающий человек может быть нравственно болен (как правило, в кризисные годы, когда задумывается о смысле жизни или находится в состоянии стресса). По мнению Ю.М.Орлова, «болезнь – это неадекватное поведение или организма, или его отдельной функциональной системы, а лечение – изменение этого поведения в нужном для выживания организма направлении». Выздоровление наступает не просто от одиночной мысли, а от процесса мышления, направленного на достижение цели – выздоровления, формирования другого умственного поведения. Система прошла проверку опытом в исследовательских лабораториях и в обучении, вошла в диссертации. СГР согласуется со многими видами психиатрии и системами самооздоровления.
Согласно концепции СГР, «эмоции представляют собою аффективный результат психического автоматизма, состоящий в реализации устойчивой последовательности умственных операций, специфических для типичных эмоциогенных ситуаций». Ю.М.Орлов впервые смог описать операционную структуру эмоции с точки зрения «поведения ума», программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию. Несоответствие реальности поведения ожиданиям переживаются субъектом как отрицательная эмоция. Разрушающее действие на организм оказывают, по мнению Ю.М.Орлова, такие отрицательные эмоции, как страх неудачи, чувство вины, чувство обиды и чувство стыда. Рассмотрим подробнее механизмы возникновения указанных эмоций.
Структура неудачи представляет собой внутренний конфликт между ожиданиями субъекта и его реальными результатми, которые достигнуты в данной ситуации. Сила переживания неудачи определяется величиной рассогласования, определяющего конфликт, значение, которые присваивается субъектом ожидаемому результату. Страх неудач определяется прогнозированием переживаний неудач».
Структура обиды состоит в конфликте между ожиданиями, касающимися поведения другого человека и его реальным поведением. Сила обиды возрастает как от величины рассогласования, так и от того значения, которое присваивается субъектом ожидаемому поведению. Причем содержание этого акта присваивания значения определяется той системой ценностей, которую разделяет субъект.
Структура вины определяется конфликтом между ожиданиями другого  человека, касающегося поведения субъекта с учетом того, как он эти ожидания понимает и его реальным поведением. Сила вины возрастает от силы коньюктивных чувств между субъектом и другим человеком, перед которым он виноват. Она также возрастает как от величины рассогласования, так и от того значения, которое присваивается субъектом ожидаемому поведению. Причем содержание этого акта присваивания значения ожидания, как и при обиде, определяется той системой ценностей, которую разделяет субъект, а также системой ценностей, которая субъектом приписывается другому.
Стыд рассматривается как переживание внутреннего конфликта между поведением субъекта и требованиями к этому поведению со стороны его Я-концепции. Если в вине имеет место рассогласование между поведением и ожиданиями другого, то в стыде требования я-концепции можно рассматривать как запрограммированные процессом специализации ожидания относительно самого себя. Причем ожидания следует понимать как программы поведения, которые присваиваются в случае обиды другому, в случае вины – себе от имени другого, в случае стыда – себе от я-концепции или от самого себя. В активизации стыда основную роль играют основные черты «я»-концепции.
Как правило, присваивание программ поведения (ожидания) – когнитивные автоматизмы общения, не осознается на уровне обыденного сознания. Если же эти бессознательные программы поведения ума осознаются, то человек приобретает способность контролировать генезис эмоции в самом себе. Таким образом, механизм возникновения эмоций заключается в сравнении ожиданий и реальной ситуации, действия и результата.
Общеизвестно, что отрицательные эмоции вредны организму, причем, если подавлены, то их вред возрастает. В настоящее время основными методами борьбы с отрицательными эмоциями являются утоление эмоции, сдерживание (самообладание) и переключение, а также химические препараты и медитация. Перечисленные способы только частично облегчают положение человека.
СГР – это научное знание о механизме выработки эмоций и умение сознательно контролировать умственное поведение, вырабатывающее эти эмоции. Поэтому данная технология является совершенным видом управления эмоциями, который заключается в конструктивном переосмыслении прошлого опыта, выявлении неэффективных рефлексивных стратегий, приводящих к страданию (агрессия, самоуничижение, уход из ситуации, обесценивание объекта и др.),
выбор нового умственного поведения, направленного на уменьшение страдания от переживания соответствующей эмоции. Усвоив механизм работы с эмоциями, человек в состоянии ослабить или нейтрализовать разрушительные действия отрицательных эмоций.
Для того, чтобы изменить поведение, мало предложить другие его формы, главное изменить причину его вызывающую. Только осознание неадекватности собственных поступков может стать основой формирования новых форм поведения. Далее рефлексия выполняет функцию снижения неопределённости в выборе типовой программы достижения цели и прекращается с синтезом программы. После чего рефлексия сопровождает процесс управления поведением с учётом требований времени и места, а стереотипные, характерные проявления личности, ставшие неэффективными, уступают место новым программам поведения. Человеку необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих чувствах, чтобы найти внутреннюю опору и адаптироваться к резко изменяющемуся окружающемуся миру. Научившись контролировать свои чувства, не попадать под их власть можно изменить всю свою жизнь.

цель – помочь вам:
быть успешными в социуме; урегулировать внутренние конфликты, которые разрушают здоровье; обрести уверенность, душевное спокойствие; уметь брать на себя ответственность за происходящее;
создать пространство взаимопонимания и любви. Любовь – это пространство, которое подобно атмосфере, окружает нас, наши связи с близкими людьми. Иногда она становится настолько зыбкой, что её присутствие мы ощущаем только по боли, которую испытываем от общения, пытаясь привлечь внимание и заполучить признание.
Любовь – это одновременно и мощнейший ресурс и подарок за работу над отношениями. Поэтому каждый из тренингов помогает не просто лучше понять себя и окружающих, но и получить доступ к прекраснейшему чувству – любви.

Ведущие.

Автор  курса профессор Московского педагогического университета, доктор психологических наук МОРОЗЮК СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА.
Кандидат психологических наук МАРЧУКОВА СВЕТЛАНА, специалист по саногенной рефлексии.

Для кого?

Основная задача тренинга – расширение своих границ, повышение внутреннего потенциала и творческих способностей.
Тренинг ориентирован, прежде всего, на тех людей, которых не устраивает рутинное существование в плену повседневности, которые готовы развиваться, изменять что-то внутри и вокруг себя так, чтобы жизнь не становилась скучной и бессмысленной.
Тренинги будут интересны всем, кто хочет испытывать радость и удовольствие, кто хочет ощущать многоцветие жизни, кто ищет любви и стремится удержать её.
Тренинги для вас – если:
вы запутались в своих чувствах,
у вас проблемы с самочувствием,
вас преследуют повторяющиеся сценарии конфликтов,
никак не удается построить гармоничные отношения.
Здесь вы сможете ответить на вопрос «Кто виноват?», и «Что делать?».
На тренинге не требуется широко декларировать свои жизненные ситуации или трудности, устраивать «психологический стриптиз», поэтому приходить можно как парами, так и по отдельности – результаты вы получите в любом случае.
Одним из эффектов тренинга является профессиональный рост, иногда даже изменение направления деятельности или способов достижения своих целей. Большая внутренняя независимость и большая свобода выбора часто приводят к новым идеям и проектам, новым отношениям с близкими, коллегами и окружающими.

Как это будет?

Предполагается клубная работа.
Это еженедельные занятия по определенным дням 1.5-2 часа. Раз в месяц – тренинг для закрепления, обобщения и проживания полученной информации.
Тренинг, в отличие от традиционных форм проведения занятий – это всегда очень живая форма работы. Тренинг проводится в игровой форме. По продолжительности от 4 до 8 часов. По необходимости тренинг может быть несколько дневным.

Можно ли прийти на отдельный тренинг, не посещая остальные?
Да! Можно. Конечно для «полноты картины» и максимального терапевтического воздействия рекомендуется проработка всех заявленных тем. Однако, если вы не сможете посетить какой-то из тренингов или вам покажется наиболее актуальной тема лишь некоторых из них, вы можете записаться на любой из заявленных семинаров. Программа построена таким образом, чтобы каждый из них был законченным самодостаточным и в то же время частью поэтапного проекта.

Опыт

Тренинги проводятся с ноября 1999 года. Результаты тренингов постоянно анализируются и используются для совершенствования программ. Имеются научные публикации, в том числе и в зарубежных журналах.

Разносторонний подход

Сочетание научной фундаментальности и практических подходов, юмор и яркие переживания, подвижные, ролевые и интеллектуальные игры, отслеживание динамики изменений – всё это разнообразие представлено в программах и определяет их высокое качество.

Важнейшие темы тренинга
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – ОСНОВА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

- жизнь без цели – энергия на ветер

- искусство постановки цели

- осознание личных целей в жизни

- разработка плана достижения и реализации целей

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ
- Обида и вина – две стороны одной медали
- Счастье – подарок судьбы или результат постижения себя
- Как и когда обида из друга и помощника превращается в злейшего врага
- Почему другие ведут себя не так, как мы хотим
- Эмоция обиды как источник болезни и страдания
- Умеем ли мы управлять своими чувствами
- Обида
- Как научиться не обижаться

ВИНА
- Можно ли научиться жить по совести не испытывая чувства вины
- Почему другие навязывают нам чувство вины
- Эмоция вины как источник болезни, страдания и депрессии
- Умеем ли мы управлять своими чувствами
-Саногенное мышление как способ освобождения от деструктивного, разрушительного террора вины

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
- Страх неудачи
- Неудача – судьба или временное состояние
- Действовать или быть объектом воздействия
- Умеем ли мы говорить НЕТ
- Возможно ли стать творцом самого себя
- Гармоничное единство
- Как избавиться от страха неудачи и стать эффективным
- Стыд
- Комплекс неполноценности – на время или навсегда? Выбирать Вам!
- Навыки высокоэффективных людей
- Как добиться финансовой независимости, начиная с нуля

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ УСТОЙЧИВОСТИ К ФАКТОРАМ, РАЗРУШАЮЩИМ ЛЮБОВЬ

(или как научиться жить в согласии и любви со своими близкими и с самим собой)
- Как сохранить любовь!
или как научиться любить, не превращая себя и любимых в рабов любви,
- Враги любви внутри нас, потому и очень опасны!
- Как избавиться от страха потери любви, как обуздать ревность и сделать кроткой зависть
ВАШ ШАНС СТАТЬ СЧАСТЛИВЕЕ

3 comments to Саногенная рефлексия

Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>